Главная » Статьи » Мои статьи |
Современный урок в начальной школе. Метод проектов
Научно-технический прогресс диктует определенные требования к
человеку XXI века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем
творческим и интеллектуально развитым. Я убеждена, что важнейшее место в
системе школьного образования отводится начальной школе, как базовому
звену в развитии интеллектуально-творческой личности. Пробивающие себе
дорогу новые принципы личностно ориентированного образования,
индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую
очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие
методы обучения, которые:
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются
цели и содержание образования, появляются новыесредства и технологии
обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и
главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит
современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как
сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного
процесса: учитель и ученик. Современный урок – это не передача суммы
сведений в той или иной учебной области, а воспитание личностных
компетенций учащихся. Ученик должен самостоятельно осуществлять поиск
информации под поставленную задачу, уметь анализировать информацию,
применять полученные знания для решения проблем.
Современный урок – это и совершенно новый, и не теряющий связи с
прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный (от лат. actualis –
деятельный) означает важный, существенный для настоящего времени. А еще –
действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к
интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий,
проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный,
то он обязательно закладывает основу для будущего.
По мнению методистов, критериями эффективности современного урока являются:
Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию
того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые,
практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и
методы обучения. Хотелось бы остановиться на некоторых из них. Ведущее
место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и
отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня, на мой
взгляд, методу проектов.
В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы учебной деятельности:
Ценностно-ориентационный – осознание учащимися
мотива деятельности, значимости предстоящей работы, определение
содержания и характера деятельности участников;
Конструктивный – включение в проектную деятельность, сбор материала, выбор средств деятельности, выбор формы реализации проекта
Оценочно-рефлексивный – самооценка своей деятельности, оформление проекта в выбранной уч-ся форме Презентативный – презентация проекта общественности и его защитаю.
Рассмотрим их на примере работы над проектом «Кто такой Петрушка?» во 2 классе.
Ценностно-ориентационный – осознание учащимися
мотива деятельности, значимости предстоящей работы, определение
содержания и характера деятельности участников. На этом этапе
присутствовал элемент неожиданности, игры. Дети увидели меня с куклами
для игры в кукольном театре. Оказывается, мы практически ничего не знаем
о Петрушке, этой некогда очень популярной игрушке. Решаем узнать о ней
как можно больше, чтобы рассказать другим ребятам, своим сверстникам,
ведь нам необходимо знать историю создания родоначальницы театральных
кукол.
Конструктивный. Выяснили, из каких источников
можно узнать про Петрушку: подумать самим, спросить у других людей,
найти в книгах, сети Интернет и т.д. Распределили учащихся в группы:
филологи (находят значение слов, связанных с представлениями Петрушки),
исследователи (находят материал об истории создания Петрушки, его
внешности), театралы (находят пьесы, представления с участием Петрушки),
фоторепортеры и журналисты ищут рисунки с изображением Петрушки,
спрашивают о нем у других людей) и т.д.
Оценочно-рефлексивный. Учащиеся обмениваются
собранной информацией, оценивают ее значимость, предлагают формы
оформления проекта: создание компьютерной презентации, постановка
представления с участием Петрушки, изготовление куклы, участие в
конкурсе рисунков, поездка в областной кукольный театр и т.д.
Презентативный – презентация проекта
общественности и его защита. Решили представить проект учащимся
начальных классов в своей школе, в детском саду, реабилитационном
центре. В процессе проектной деятельности, по мнению И.С.Сергеева,
формируются следующие общеучебные умения и навыки:
1. Рефлексивные умения: - умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? 2. Поисковые (исследовательские) умения: - умение самостоятельно
генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из
различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; - умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); - умение находить несколько вариантов решения проблемы; - умение выдвигать гипотезы; - умение устанавливать причинно-следственные связи. 3. Навыки оценочной самостоятельности.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве: - умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером; - умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; - навыки делового партнерского общения; - умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы. 5. Коммуникативные умения: - умение инициировать учебное
взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и
т.д.;
- умение вести дискуссию; - умение отстаивать свою точку зрения; - умение находить компромисс; - навыки интервьюирования, устного опроса и т.п. 6. Презентационные умения и навыки: - навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления; - артистические умения; - умение использовать различные средства наглядности при выступлении; - умение отвечать на незапланированные вопросы. Заключение.
По мнению многих отечественных психологов и педагогов (
В.В.Давыдов, А.К.Дусавицкий,Д.Г.Левитес, В.В.Репкин, Г.А.Цукерман,
Д.Б.Эльконин и др.), эффективность использования того или иного
развивающего активного метода, к которым в полной мере относится и
проектный, во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью
на создание личностно-ориентированного педагогического пространства,
демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с
детьми. Также в психолого-педагогической литературе неоднократно
подчеркивается, что "существенным условием для выбора учителем наиболее
эффективных методов, оптимизирующих преподавание, является знание
реальных возможностей учащихся, развития их интеллекта воли, мотивов”.
Кроме того, в целом ряде работ отмечается необходимость системности в
использовании активных методов, постепенного увеличения степени детской
самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и уменьшении
различных видов учительской помощи. Все это, безусловно, относится к
применению проектного метода в начальной школе.
Список литературы
1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
3. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.
4. Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов на Дону: Учитель, 2007
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.
6. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П.Современный урок. | |
Просмотров: 2515 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |