Проблемы с чтением испытывают до 60 % современных первоклашек. У 5–8
% ребят эти трудности со временем перерастают в стойкие нарушения. Если
к 3–4-му классу ребенок все еще читает по слогам,
переставляет местами или глотает буквы и их сочетания, теряет
строчку или возвращается к прочитанному слову, то ему ставят диагноз
«дислексия». Современные медики, психологи, педагоги понятие
«дислексия» (и связанный с ним термин «дисграфия») трактуют как
комплексное нарушение чтения (и письма), происходящее в силу разных
причин внешнего и внутреннего характера.
Наиболее частые внешние причины:
экологические;
социально-экономические;
психологические (стрессы в школе, интенсификация учебного процесса,
неадекватность обучающих методик, завышенные требования учителя).
Внутренние причины:
генетическая предрасположенность (известно, что трудности с чтением передаются по наследству);
нарушения, возникшие вследствие патологии беременности, сложных родов;
дисфункция мозга (несформированность коры головного мозга, регуляторных структур);
возрастная несформированность (задержка развития познавательных функций).
Диагноз «дислексия» врач-дефектолог или психоневролог не имеет права
поставить раньше, чем ребенок пойдет в 3–4-й класс. До этого возраста
можно говорить только о наличии трудностей в обучении
чтению и письму. Но если в первые полгода учебы первоклассник за
букварь садится только из-под палки, то родители не должны терять
времени даром.
Спохватившись вовремя, можно справиться с этой проблемой вполне
успешно и за относительно короткий срок. Чем позже начать ликвидировать
эти трудности, тем дольше придется работать. Научить читать
запущенного дислексика хотя и трудно, но возможно. А вот сделать
так, чтобы он получал удовольствие от общения с книгой – увы,
практически нереально.
Работа над ошибками
Раньше ученые связывали развитие трудностей в обучении чтению только
с нарушением речевого развития. Сегодня известно: причин гораздо
больше. Кроме уже упомянутых, это могут быть проблемы
зрительного и зрительно-пространственного восприятия, нарушение
моторных и зрительно-моторных координаций, несформированность рабочей
памяти и внимания, нарушения артикуляции, несформированность
слухового восприятия. Если одна из этих «кнопочек» у ребенка
западает, возникают проблемы с обучением в целом.
Выявить, что именно происходит с ребенком, самим родителям нелегко,
поэтому лучше всего обратиться к логопедам, дефектологам,
психоневрологам. В их профессиональном арсенале есть специальные
методики, которые помогают сначала разобраться в причинах развития у
ребенка названных выше затруднений, а затем и скорректировать эти
проблемы.
Владеют специалисты и определенными секретами, многие из которых
совсем бесхитростны. Например, для гиперактивных детей с нарушениями
внимания порой достаточно надеть на книжную страницу полоску
с передвижным «окошечком», в которое помещается отдельное слово.
Тогда все внимание ребенка будет концентрироваться на одном этом слове, и
он не будет отвлекаться на другие.
Всему свое время
В появлении «дислексии развития» зачастую виноваты сами родители. Их
тщеславие и стремлениенаучить своего ребенка читать с пеленок может
сыграть злую шутку. Раннее обучение чтению, когда не все
функции у малыша для этого сформированы, как раз и приводит к такому
печальному результату.
Ведь научиться читать к 5 годам способны всего 20 % детей, остальные
могут лишь освоить так называемое угадывающее чтение. А это и есть
прямой путь к дислексии.
Мамам и папам надо помнить, что нельзя сравнивать своего ребенка с
другими детьми, у каждого «фрукта» свой срок созревания. То же самое
касается и раннего обучения в школе: 30 % детей «созревают»
для этого лишь к 8 годам, а остальные 70 % – не раньше, чем к 6–7
годам. Ведь для того чтобы уметь читать, мало знать буквы. Процесс этот
гораздо сложнее. Так что не стоит стараться побыстрее
сделать из малыша библиофила. Гораздо полезнее развивать функции,
которые подготавливают его к правильному восприятию текста. И когда они
будут сформированы, ребенок легко научится читать
правильно.
Начинать профилактику дислексии следует еще с пеленок. С малышом
нужно больше разговаривать, играть, читать ему книги, а когда он
подрастет, чаще провоцировать на диалог и на монологическую речь.
Важно также развивать зрительно-пространственное восприятие, память,
мелкую моторику пальчиков.
Но занятия с ребенком 4,5–5,5 лет не должны превышать 5–10 минут, и
проводить их нужно только в такое время, когда и у вас, и у малыша
хорошее настроение.
Ликвидация безграмотности
Серьезная опасность для детей школьного возраста заключается в
порочной практике скоростного чтения, которое навязывается ученикам во
многих школах. Это еще полбеды, если учитель проводит
проверку на скорость чтения в скрытой форме, но, к сожалению, часто
эта «экзекуция» выглядит как соревнование, результаты которого строго
оцениваются, сравниваются и обсуждаются в классе. Для
ребенка это стресс, и очень опасный. Причем мучают учеников
абсолютно зря: при чтении вслух быстрее 80 слов в минуту человеческое
ухо воспринимает только часть информации, поэтому овладевать этим
навыком бессмысленно.
К тому же дислексия – не столько медленное, сколько неэффективное
чтение. Как показал анализ сдачи ЕГЭ, более половины выпускников не
способны, прочитав текст, выделить в нем главную мысль. А это
значит: несмотря на то, что наши дети худо-бедно научились
складывать буквы в слоги, а слоги – в слова, по-настоящему умением
читать они так и не овладели.
Так что если учитель начальных классов предъявляет к вашему ребенку
завышенные требования, изводит его hроверками на скорость чтения,
подавляет эмоционально, обвиняя в лености или неспособности
учиться, при этом не хочет разбираться в причинах трудностей, то это
свидетельствует лишь о том, что педагог неквалифицированный. Учеба у
него можетзакончиться для ребенка не только дислексией,
но и тяжелым неврозом, заиканием и психосоматическими заболеваниями.
И тут уже дело родителей: оставлять ли своего сына или дочь учиться у
такого «профессионала» или переводить в другой
класс.
Сегодня, к счастью, дислексиков перестали считать людьми
интеллектуально ограниченными. Даже более того, некоторые ученые
называют дислексию одним из признаков гениальности.
В доказательство этой версии они приводят весьма внушительный список
знаменитостей, испытывавших трудности в письме и чтении: Альберт
Эйнштейн, Томас Эдисон, Ганс Христиан Андерсен, Уолт Дисней,
Леонардо да Винчи, Петр I, Уинстон Черчилль, Никита Хрущев, Квентин
Тарантино, Оззи Осборн, Том Круз и 40 % миллионеров (в том числе
знаменитый Джон Рокфеллер) – дислексики.
С Марьяной Безруких, директором Института возрастной физиологии
РАО, доктором биологических наук, профессором, академиком РАО беседовала
Елена Нечаенко.
|