Главная » Статьи » Мои статьи |
Формирование универсальных учебных действий
За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в
представлении о целях образования и путях их реализации. От признания
«знаний, умений и навыков» как основных итогах образования, произошел
сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к
реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию,
успешно решать жизненные реальные задачи, уметь сотрудничать и работать в
группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление
знаний и требования рынка труда.
Программа развития универсальных учебных действий позволяет
выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в
терминах универсальных учебных действий как показатели гармоничного
развития личности, обеспечивающие широкие возможности учащихся для
овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности,
способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству,
самообразованию и саморазвитию.
Теоретико-методологическая основой проектирования программы
формирования УУД в целом являются системно-деятельностный и
культурно-исторический подходы (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б.
Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов), интегрирующие достижения
педагогической науки и практики (компетентностной и зуновской парадигм
образования).
В широком значении термин «универсальные учебные действия»
означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и
самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового
социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении)
этот термин можно определить как совокупность способов действия
учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы),
обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и
умений, включая организацию этого процесса. Функции универсальных
учебных действий включают:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять
деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать
необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать
процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
Универсальный характер УУД проявляется том, что они носят
надпредметный, метапредметный характер; реализуют целостность
общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития
личности; обеспечивают преемственность всех степеней образовательного
процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности
учащегося независимо от ее специально-предметного содержания.
Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного
содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Номенклатура универсальных учебных действий
В составе основных видов универсальных учебных
действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить
четыре блока:
1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.
Представим названные блоки УУД более подробно.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают
ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и
события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и
умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных
ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности
следует выделить три вида действий:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи
между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между
результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она
осуществляется.
Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого
содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее
личностный моральный выбор.
Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных
целей с учетом конечного результата; составление плана и
последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с
заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция
– внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ
действия в случае расхождения эталона, реального действия и его
продукта;
- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и
что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и
энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации
мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
1.Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов
информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
- знаково-символические - моделирование – преобразование объекта из
чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики
объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и
преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область;
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
извлечение необходимой информации из прослушанных текстов
различных жанров; определение основной и второстепенной информации;
свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного,
публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная
оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание
алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового
характера.
Универсальные логические действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей,
- построение логической цепи рассуждений,
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и
учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение
слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами
коммуникативных действий являются:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками –
определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск
и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения
и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение
монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе
личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий,
определяющих развитие психологических способностей личности,
осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и
познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и
характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону
ближайшего развития указанных универсальных учебных действий – их
уровень развития, соответствующий нормативной стадии развития и
релевантный «высокой норме» развития, и свойства.
Критериями оценки сформированности УУД у учащихся, соответственно,
выступают: соответствие возрастно-психологическим нормативным
требованиям; соответствие свойств универсальных действий заранее
заданным требованиям. Возрастно-психологические нормативы формулируются
для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития. Свойства
действий, подлежащие оценке, включают уровень (форму) выполнения
действия; полноту (развернутость); разумность; сознательность
(осознанность); обобщенность; критичность и освоенность (Гальперин П.Я.,
2002).
Модель системы УУД
Анализ генезиса и развития УУД, особенностей их функционирования
позволяет установить их взаимозависимость и взаимообусловленность, прямо
вытекающую из активно-деятельностной природы развития психологических
новообразований (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец).
Универсальные учебные действия представляют собой целостную
систему, в которой генезис и развитие каждого из видов УУД определяется
его отношением с другими видами УУД и общей логикой возрастного
развития.
Ожидаемый результат реализации программы УУД
- для педагога:
Программа
· обеспечит инновационное планирование образовательного процесса в
начальной школе, дополнив традиционное содержание учебно-воспитательных
программ,
· конкретизирует требования к результатам начального общего образования,
· обеспечит необходимый/оптимальный уровень преемственности начального и среднего общего образования.
- для обучающихся – результаты развития УУД:
· адекватная школьная мотивация;
· мотивация достижения; ·
развитие основ гражданской идентичности;
· формирование рефлексивной адекватной самооценки;
· функционально-структурная сформированность учебной деятельности;
· развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения. | |
Просмотров: 869 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |